Каретная стяжка своими руками

Каретная стяжка – это способ соединения обивочного материала с основой изделия не только по контуру, но и в определённых точках по всей поверхности изделия. В качестве крепёжных элементов используются гвозди с фигурными шляпками, красивые пуговицы, стразы и прочие украшения. В результате получается геометрический рисунок, придающий изделию изысканность, изящество, налёт старины.
Что такое мебельная каретная стяжка
При обивке сидений карет мастера Средневековья применяли особую технику. Мягкое многослойное покрытие сиденья для прочности и красоты прибивалось по всей поверхности к основанию. Со временем эти дополнительные точки крепления превратились в изящные геометрические рисунки, комбинации ромбов и квадратов, стали украшаться декоративными элементами. Интерьер кареты становился более роскошным, что свидетельствовало о знатности хозяина. Постепенно этот метод отделки мебели перебрался из внутренностей кареты в жилые помещения знати. Диваны, кресла, стулья украшались по такой же технологии, а сама она получила своё название по месту рождения – «каретная». В ходу и другие названия – капитоне, узорная стёжка.
Каретная стяжка
Разновидности схем исполнения
Существует два вида рисунков каретной стяжки – из квадратов или ромбов. Выделяют ещё две разновидности каретной стяжки – по технологии изготовления. В одном случае берётся большая заготовка с запасом, на ней формируют рельеф в виде ромбов или квадратов. Этим полотном обшивают намеченную поверхность. По второму варианту заготовку вырезают по выкройке под размер и на этом куске формируют рельеф. Потом кусками обшивают изделие.
Каретная стяжка из карет перебралась на мебель, а с мебели – на стены жилья. Панели, облицованные в технике капитоне, украшают комнаты, придавая им оттенок роскоши.
Каретная стяжка как элемент отделки интерьера
Каретная стяжка своими руками
Когда выбран объект для обтяжки, надо правильно подобрать материал. В любом случае ткань должна быть плотной и крепкой, иначе шляпки гвоздей порвут её. И желательно, чтобы на ней не было рисунка. Совместить рисунок рельефа и собственный рисунок ткани вряд ли удастся, и получится очень странная картина.
На ворсистую ткань нельзя делать крепёж с применением пуговиц. Под ними ворс с трудом поддаётся очистке, а сами пуговицы, обтянутые ворсистой тканью, довольно быстро оботрутся. Если всё-таки нужно применить ткань с узором, мастер должен умело соотнести характер узора и шаг рельефа обивки.
Наиболее распространённые материалы для рельефных покрытий:

износостойкий материал жаккардового типа под названием шенилл – имеет сложный рисунок плетения;
семейство тканей жаккард – разные типы переплетения нитей и красивый рельеф, хорошо сохраняет цвет, стоек к истиранию и растягиванию;
флок – имеет характерный ворс на лицевой стороне, обладает повышенной плотностью и прочностью;
велюр пластичен, благодаря чему его просто натягивать;
кожа – натуральная или искусственная. Натуральный материал обладает особой прочностью и сопротивлением к износу. Искусственный таких качеств не имеет, зато имеет бюджетную стоимость;
экокожа, изготовленная на основе хлопкового полотна, хорошо держит форму, воздухопроницаема, стойко сопротивляется истиранию.

Пуговицы являются крепёжным и декоративным элементом. Их надо подбирать, руководствуясь общей художественной идеей. В качестве упругого наполнителя используется поролон, синтепон или другой подобный им материал.
Что нужно для работы
К любой работе нужно тщательно готовиться. И в нашем случае следует подготовить все материалы и инструменты.
Инструменты
Для разметки материала потребуются маркеры, рулетка, металлическая линейка. Если задумано изготовление панели, нужен электролобзик и дрель (или шуруповёрт). Отверстия в поролоне с аккуратными краями проделывает специальная насадка на дрель – цифенбор диаметром 10–12 мм. Для протаскивания нити нужен крючок длиной 15–17 см или длинная (цыганская) игла. Для крепления материала к основе потребуется степлер и скобы (8–10 мм).
Материалы
Для изготовления декоративной панели следует взять лист фанеры, равный по размерам задуманному изделию.
Крепёжные элементы
В качестве крепежа используются скобы для степлера, короткие саморезы, гвозди с крупными красивыми шляпками.
Построение чертежа
Чертёж сначала разрабатывается на бумаге, а затем в масштабе 1: 1 переносится на покрытие. Рекомендуется сначала вычертить общий контур панели в масштабе, разбить его на прямоугольники или квадраты. Диагонали четырёх соседних прямоугольников образуют ромб, вытянутый по высоте. Вот эту совокупность ромбов следует воспроизвести на покрытии.
Пример чертежа для выполнения каретной стяжки
Пошаговая инструкция
Пользование инструкцией облегчает работу.
Подготовка основания
Если задумано изготовление панели, необходимо подготовить кусок фанеры толщиной 6–8 мм и обрезать его под размер. Края зачистить от заусенцев.
Разметка
На заготовке основания надо разметить вершины ромбов.  В этих местах будут устанавливаться крепёжные пуговицы или декоративные гвозди. Здесь необходимо выполнить тонкие отверстия.
На подготовленное основание укладывается лист поролона или синтепона для создания рельефности. Можно уложить «слоёный пирог» из поролона и синтепона либо использовать вспененный полиэтилен. Упругая прокладка к фанерному основанию приклеивается специальным клеем. Удобнее для работы, если клей будет в аэрозольной упаковке. Сквозь отверстия в фанерном основании прокалываются отверстия в поролоне. По этим меткам цифенбором в поролоне вырезаются аккуратные отверстия – в них разместятся пуговицы или шляпки гвоздей.
На материале тоже выполняется разметка. Квадраты или прямоугольники строятся размером больше, чем на фанере. Этот запас необходим для организации рельефности и окончательных складок. Самое разумное – перед началом работы с материалом проработать инструкцию, потому что размеры зависят и от общего размера панели, и от степени эластичности или жёсткости материала.
Мастера обычно используют сложную технологию разметки фанерного основания, поролона и материала обтяжки. Большое значение придаётся последовательности действий и прибавлению линейных размеров на каждом шаге. Прибавленные размеры дают возможность сформировать рельеф поверхности и загнуть аккуратные складки. Максимальная точность при разметке необходима во избежание явного брака в работе из-за несоблюдения единого шага и размеров ромбов.
Обтяжка тканью
Панель с наклеенным поролоном укладывается на рабочий стол таким образом, чтобы оставалась возможность работать с двумя её сторонами. Подготовленная обивочная ткань накладывается на панель поверх поролона. Подготавливаются натяжные шнурки. Их длина должна быть примерно по полметра. Количество шнурков должно быть равно числу вершин ромбов. Каждый шнурок складывается пополам и на сгибе завязывается мощный узел. Один конец шнурка с помощью цыганской иглы протаскивается сквозь обивочную ткань, все слои поролона и фанеру. На её обратной стороне туго натягивается и крепко-накрепко закрепляется скобками степлера. Крепление должно быть таким, чтобы напрочь исключить проскальзывание, иначе рисунок обивки изменит свою форму. Эту операцию необходимо провести на всех вершинах ромбов.
После выполнения работ с первой половинкой натяжного шнура начинаются работы со второй половинкой, остававшейся до сих пор снаружи панели. Этот конец протягивается через пуговицу, затем цыганской иглой протаскивается на внутреннюю сторону панели, туго натягивается и крепко-накрепко пристреливается степлером в нескольких местах к фанерному основанию. Для исключения нежелательных проскальзываний оба конца шнурка укладываются по фанере не в прямую линию, а в виде зигзага.
После установки пуговиц необходимо расправить покрывающую ткань и выложить складки. Это самая трудная часть работы. Складки формируют чёткие границы ромбов – ради них добавлялись размеры к обивочной ткани. Они должны от начала до конца образовывать прямые линии без изломов и морщин.
Свободно свисающие края обивочной ткани обрабатываются, подворачиваются и степлером «пристреливаются» к фанере. Обработка краёв тоже является сложной технологической операцией, имеющей несколько вариантов исполнения, поэтому следует заранее изучить инструкцию и выбрать подходящий вариант. Большую пользу принесёт предварительная тренировка на маленькой панели. Знатоки говорят, если тренировочный результат не получился, надо прекратить попытки, не портить материал и пригласить профи.
Считается, что проводить обивку не целым полотном, а фрагментам, вырезанными по выкройке, проще, а результат будет более качественный. Но тут уж у кого как получится.
Декорирование
Декорирование каретной стяжки можно выполнить различными способами. В первую очередь внешний вид определяется выбранным материалом обтяжки. Натуральная кожа выглядит роскошно и аристократично, а любая ткань смотрится более демократично. Интересна обивочная ткань с рисунком, но этот вариант требует художественного чутья и очень тщательного согласования рисунка ткани и геометрии стяжки.
На общее представление влияет место, куда установлена панель в стиле капитоне. На старинной мебели каретная стяжка выглядит более органично, чем на современном диване, но на стене в удачном месте панели тоже будут хорошо смотреться.
Оживляют картину удачно подобранные пуговицы. Они могут быть обшиты тем же материалом, что пошёл на обивку, а могут быть абсолютно контрастными. Главное, чтобы любое решение соответствовало общему стилю дизайна интерьера.
В качестве декоративного приёма можно использовать изменение геометрии рисунка каретки по вертикали – от пола к потолку.
Полезные рекомендации
В какой-то момент у многих людей возникает неудержимое желание что-то переделать в своём жилище. И тут человеку на глаза попадается информация о необычном явлении рук человеческих под названием «каретная стяжка». И он произносит: «И я такую же хочу!»
Первая рекомендация человеку, решившему заняться каретной стяжкой, – попытаться ответить на вопрос: «А зачем мне это надо? Украсить своё жилище или освоить новую профессию?» Положительный ответ на любой из этих вопросов станет веской причиной заняться этим делом.
В квартире нужно внимательно всё осмотреть критическим взглядом и найти точку приложения своей творческой энергии. Решив проблему с объектом творчества, надо составить чёткий план работы. Первым пунктом будет разработка эскизов готового изделия. Их надо сделать много и обсудить с авторитетными критиками. Из множества первоначальных эскизов останется всего несколько штук, и после бурных обсуждений с доверенными лицами следует выбрать один и проработать его подробный проект, изготовить чертежи для разметки, запастись необходимыми материалами и инструментами.
Для новичков в этом деле очень полезно попробовать изготовление небольшой панели, чтобы прочувствовать специфику и характер этой новой для себя работы. Нелишним будет просмотр видеоклипов, где умельцы выполняют подобную работу. В сети полно инструкций по выполнению работ в стиле капитоне. Но в основном они понятны только автору, который считает, что тут нет ничего сложного.
А вот если человек решил, что изготовление каретной стяжки – это его новая судьба и способ добывания хлеба насущного, то он должен забыть о всех других радостях жизни и заниматься только этим делом. Нужно изучать работы других мастеров, анализировать их приёмы, пробовать повторить и создавать свой стиль. Тогда придут успех и признание, и можно будет даже воспитать учеников.
Красивые примеры в интерьере
Каретная с тяжка украшает и интерьер, и мебель.
Предметы мебели
Диван, оформленный в стиле каретной стяжки
Кровать и изголовье в стиле капитоне
Стеновые панели
Стеновые панели с отделкой каретная стяжка в кафе
Заключение
Интерьер-дизайнеры всегда найдут что-нибудь новенькое, чтобы использовать в своей работе. Так получилось и с каретной стяжкой. Согласитесь, что получилось довольно красивое решение.
(window[«TotalPollAsync»] = window[«TotalPollAsync»] || []).push({id:»99875″, container:»totalpoll-async-62f90da5ecee2″});
#webnavoz_button_prev_trig,#webnavoz_button_next_trig,#webnavoz_button_prev_cat,#webnavoz_button_prev_title,#webnavoz_button_next_cat,#webnavoz_button_next_title{color:#938a57 !important}#webnavoz_button_prev_a,#webnavoz_button_next_a{background:#fff !important}Запись Каретная стяжка своими руками впервые появилась HOMIUS.